ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБОУ "Школа-гимназия"
г.Ярцево Смоленской области
215800 Смоленская область, г. Ярцево, ул. К.Маркса, д. 4а
8(48143) 7-10-84
penaty@mail.ru

МБОУ "Школа-гимназия"

г.Ярцево Смоленской области
МЕНЮ

«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»: НОВЫЙ ГОД – НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!

20230326Выбор индивидуальной образовательно-профессиональной траектории – это важнейшая задача, стоящая перед обучающимися школ и от того, насколько качественно, осознанно и своевременно она решается, зависит качество последующей социальной и профессиональной жизни человека.

Решение данной задачи может быть найдено при условии, что в систему профессиональной ориентации и содействия профессиональному самоопределению обучающихся будут вовлечены не только школы, но и образовательные организации среднего профессионального и высшего образования, а также компании-работодатели – т.е. будет присутствовать преемственность и согласованность действий всех участников на каждом из этапов этого процесса.

В регионе реализуется большое количество проектов, направленных на решение данной задачи. Одним из таких является Всероссийский проект по ранней профессиональной ориентации для обучающихся 6 - 11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее».

Проект «Билет в будущее» реализуется по поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках национального проекта «Образование».

Целевая аудитория Проекта – обучающиеся 6-11 классов общеобразовательных организаций (включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью), родители обучающихся, педагогические работники, представители профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, представители компаний-работодателей, Партнеры Проекта.

«Билет в будущее» включает в себя следующие профориентационные мероприятия:

- профориентационные уроки, которые собираются с помощью КИК «Конструктор будущего»;

- профориентационная онлайн-диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе;

- групповой разбор результатов профориентационных диагностик, рефлексивный урок;

- информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях Проекта;

- профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в очном формате);

- профориентационные мероприятия по выбору.

Цифровым ядром Проекта является многофункциональная информационно-сервисная онлайн-платформа.

Функционал Платформы включает два сегмента:

- общедоступный (для всех заинтересованных пользователей). Здесь размещается общая информация об основных направлениях профориентации, об актуальных профессиях, прогноз востребованности в кадрах, раздел для родителей, интерактивные профориентационные игры для обучающихся. Предусматриваются материалы без регистрации и материалы, предполагающие экспресс-регистрацию (при наличии). Также предусматривается несколько категорий пользователей: обучающиеся, родители, педагоги;

- школьный (предполагает регистрацию участников). Он содержит личные кабинеты администраторов школ, педагогов и персональные страницы обучающихся, где фиксируются все их промежуточные действия по формированию образовательно-профессиональной траектории и обеспечивается накопление цифрового следа, предоставление обучающимся индивидуальных рекомендаций, а школам – групповых аналитических отчетов. Для регистрации требуется наличие персональных логина и пароля. Предусматривается несколько категорий пользователей: региональный оператор, территориальный администратор, администратор школы, педагог-навигатор, обучающийся, площадка. В личных кабинетах необходимо авторизоваться, что позволяет получить доступ к имеющимся ресурсам.

В Смоленской области в 2023 году в Проекте принимают участие 150 педагогов – навигаторов из 27 муниципальных образований и более 8 тысяч школьников.

«Хотелось бы напомнить, что в этом году по поручению Президента РФ проводится Год педагога и наставника в России. Я уверен, что «Билет в будущее» станет одним из ключевых профориентационных проектов в рамках этого почетного года, – отметил Иван Есин, руководитель Фонда Гуманитарных Проектов.

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе дела по душе. Сделать свой выбор помогает профессиональная ориентация. Есть два способа выбора профессии. Первый – это метод проб и ошибок: человек ищет вслепую, пробуя себя в разных сферах, пока не поймёт то, что будет приносить ему средства, чтобы достойно существовать, и удовлетворение от процесса работы. Но это может быть очень трудный и длительный процесс, ведь существуют десятки тысяч профессий. А возможен и другой путь: надо изучить, прежде всего, самого себя– свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, особенности нервной системы, познакомиться с миром профессий, узнать, какие требования предъявляет профессия к человеку, и только после этого соотнести их со своими личностными особенностями. И только тогда выбор профессии будет верным и удачным.

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только знания, опыт, мастерство, но и устойчивую радость, сознание своей полезности, счастье. Цель работы классного руководителя - видение выпускника не только как ученика общеобразовательного учреждения, но и как человека, который выбрал себе профессию по душе.

Существует три главных требования, которым должна удовлетворять выбранная профессия:

- профессия должны быть интересной;

- чтобы можно было найти работу по специальности;
- профессия должна соответствовать особенностям данного индивида.

Задача классного руководителя заключается в том, чтоб помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формирование мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии.

В 8 классе школьники обращают внимание, прежде всего, на внешнюю привлекательность профессии. Им часто одновременно нравятся совершенно разные специальности. Важно поэтому познакомить школьников с содержанием труда по различным профессиям, раскрыть их внутреннюю сущность. Профориентационная работа направлена на первичный анализ профессии.

В 9 классе предполагается закрепление этого стереотипа на многообразном профессиональном материале с основным акцентом на самооценку. Самоанализ и самовоспитание в соответствии с намечающимися профессиональными интересами.

Цель работы в 8 - 9 классах: формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей, создание условий для активного соотнесения подростками своих личностных качеств с требованиями основных профессий.

В 10 - 11 классах важно развивать ведущие мотивы, осуществлять практическую пробу сил в интересующей области, проводить работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями ученика, формировать устойчивую позицию выбора.

Цель работы в 10 - 11 классах: формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.

 

Темы профориентационной работы в 8-11 классах:

8 класс - «Мир профессий»;

9-10 классы - «Я и самопознание»;

11 класс - «Твой выбор».

 

«Мир профессий» для учащихся 8 классов: рассматриваются мир труда и мир профессий, психологическая классификация профессий, принципы выбора профессии, пути получения профессионального образования.

«Я и самопознание» помогает учащимся 9-10 классов узнать об особенностях своего темперамента, познавательных процессах, определить свои интересы и склонности, соотнести их с конкретными профессиями. Основное внимание в процессе изучения блока «Я и самопознание» уделяется пониманию девятиклассниками профессионального самоопределения как процесса активного поиска и построения личностью своего жизненного пути в целом. Профориентационные уроки призваны помочь юношам и девушкам 10 классов в определении жизненных профессиональных планов, способствовать развитию способности самому определять цели своей жизни, освоению практически полезных навыков планирования, соотнесения ближней и дальней перспектив, определения профессиональной пригодности к тем или иным видам деятельности.

Система занятий «Твой выбор», рассчитанная на учащихся 11 класса, включает в себя ознакомление учащихся с ситуацией на рынке труда, информирование о возможности получения профессионального образования, обучение основам поиска работы.

Методы и форма проведения занятий:

  • активизирующие профориентационные опросники и тесты;
  • читательские конференции по профориентационной тематике;
  • классные часы-экскурсии на предприятия, где работают родители;
  • приглашение специалистов тех профессий, которые чаще выбирают подростки;
  • работа с подгруппами и микрогруппами (в 2-4 человека), где обсуждаются конкретные проблемы профессионального самоопределения;
  • индивидуальная работа с подростками, требующими особого отношения и внимания;
  • вовлечение учащихся в работу кружков по интересам;
  • профориентационные игры с классом.

Работа с родителями:

  • тематические родительские собрания;
  • классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
  • организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением педагога-психолога;
  • индивидуальные беседы;
  • совместные детско-родительские профориентационные игры.

 

Профориентационные диагностика и консультации:

  • исследование мотивации выбора профессии;
  • исследование профессиональных интересов;
  • исследование соответствия личностных качеств учащихся выбранной профессии;
  • индивидуальные консультации педагога-психолога для учащихся, родителей.

    Важнейшая задача родителей – помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах своей личности. На этапе выбора профессии подросток особенно нуждается в поддержке и одобрении со стороны родителей, это помогает ему обрести уверенность в себе.   Оказывая помощь подростку в выборе профессии, нужно помочь ему избежать типичных ошибок.

Типичные ошибки при выборе профессии:

  • Выбор профессии «за компанию»

Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья.

  • Выбор престижной профессии

В данный момент престижными считаются профессии менеджера, психолога, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность).

  • Отождествление учебного предмета с профессией

Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание – журналистика. Однако, профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей.

  • Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится

К примеру, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

  • Несоответствие здоровья и условий труда в избранной профессии

Необходимо знать и учитывать особенности организма подростка, условия, в которых придется работать, иначе его может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляют очень высокие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских критериев профессиональной пригодности (например, хорошее зрение для повара, кондитера, водителя).

  • Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

 

 

  • Неумение разобраться в себе, своих склонностях, способностях и мотивах

Помощь в самопознании могут оказать психологи, специалисты по профориентации, учителя, родители, специальная литература.

  • Выбор профессии под давлением родителей

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка: нередко родители активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств жизни не удалось осуществить им самим. То есть через ребенка они пытаются реализовать свою мечту; часто родительские советы можно объединить под рубрикой «полезно для семейной жизни»: «Будь врачом – нас и себя будешь лечить», «Становись поваром – хоть готовить научишься» и т.д. Еще одно родительское заблуждение – представление о том, что высшее образование, которое непременно должен получить их ребенок, автоматически разрешит проблемы с нахождением удачной и хорошо оплачиваемой работы. Особенно печально, когда установка на получение высшего образования столь сильна, что в жертву ей приносятся и способности, и склонности, и реальная оценка ситуации.

Важно, чтобы молодой человек понимал, что желаемый им уровень образования, в данном случае – высшее образование, может быть достигнут и ступенчатым путем: ПУ – техникум – ВУЗ, или при совмещении работы с заочной формой обучения.

Родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях своих детей. Можно помогать, но не заставлять.

 

Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы:

  • Первый фактор – «Хочу»

Помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день.

  • Второй фактор – «Могу»

Познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии.

  • Третий фактор – «Надо»

Узнать, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности.

1. Обозначьте несколько альтернативных вариантов профессионального выбора.
2. Оцените вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
3. Исследуйте шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.

4. Продумайте вместе с ребенком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.

  • Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в твоей жизни.
  • Постарайся не поддаваться на уговоры родителей стать непременно юристом или врачом. Ты можешь стать самым несчастливым юристом на свете.
  • Подумай, чем бы хотелось заниматься именно тебе. Обязательно размышляй над тем, как осуществить свою мечту. Не останавливайся на мысли: "Я буду бизнесменом, у меня будет новейший мерседес!".
  • Не старайся поступать туда, куда хотят поступить твои друзья. Поверь, ты найдешь себе новых друзей, тем более что вы будете заниматься тем, что вам интересно.
  • Разузнай больше о той профессии, какую хочется тебе выбрать. Если это возможно, побывай в том месте, где, как ты предполагаешь, тебе придется работать впоследствии, поговори с людьми, которые уже занимаются этим делом.
  • Отдавай себе отчет, что решение не может быть абсолютным и что в любое время в твоей жизни могут произойти перемены.
  • Попробуй протестироваться у психолога школы. Тесты могут помочь выбрать правильное направление.
  • Постарайся не заблуждаться по поводу своих возможностей. Лучше осознавать свои реальные силы, чем падать с высоты, которую наметил, но не осилил.
  • Не поддавайся чувству страха — это нормальное состояние, которое испытывают все люди перед выбором.
  • Иногда полезно начинать свою карьеру с практики, а не с теории. Например, многие удачливые врачи начинали работать медсестрами или медбратьями.
  • Постарайся обратить особое внимание на те предметы, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
  • Не откладывай на завтра то, что можно узнать сегодня. Пытайся узнать все: как поступают, как учатся, как устраиваются работать после окончания обучения. Это поможет сложиться представлению о том, что делать дальше.
  • Старайся участвовать во внеклассных мероприятиях — это поможет тебе научиться общению и правильному поведению в коллективе.

План работы по профориентации обучающихся на 2020/21 учебный год

    Цели:

- оказание учащимся профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

- выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;

- дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (дети группы риска, дети из неблагополучных семей).

Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.

Профессиональная ориентация в школе – это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В МБОУ «Школа-гимназия» профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, библиотекарем, учителями- предметниками, педагогом-психологом.

Основные задачи их деятельности по профориентации обучающихся:

- сформировать положительное отношение к труду;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

Основные направления профориентационной работы:

- профессиональная информация;

- профессиональное воспитание.

План работы осуществляется поэтапно с учётом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней школе.

  Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

   Профессиональное консультирование – изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

   Классный руководитель использует следующие методы работы: наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого- педагогических характеристик обучающихся.

Формы работы:

- профориентационные уроки;

- экскурсии;

- классные часы по профориентации;

- встречи со специалистами;

- профильные курсы по выбору;

- родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.

 

Содержание деятельности

Дата

проведения

Класс

Ответственные

Организационная работа

1.

Составление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год

август

 

Кудрявцева О.Ю., заместитель директора

2.

Анализ результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников)

сентябрь

9, 11

Классные руководители

3.

Подбор материала по профориентации:

«В мире профессий»

 «Слагаемые выбора профессии»

«В помощь выпускнику»

«Куда пойти учиться»

октябрь

 

 

1-4

5-8

11               

Кудрявцева О.Ю.

4.

Осуществление взаимодействия с районным центром занятости

в течение года

9-11

Кудрявцева О.Ю.

 

 

5.

Организация экскурсий на предприятия города, района, области

в течение года

1-9

Кудрявцева О.Ю.,

классные руководители

6.

Обновление стенда «Профориентация»

ежемесячно

 

Кудрявцева О.Ю.

7.

Участие в открытых уроках Проектория

по расписанию

 

Кудрявцева О.Ю.

8.

Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул (совместно с СОГКУ «Центр занятости населения Ярцевского района»)

май-июнь

8-10

Грифленкова И.А., социальный педагог

Работа с педагогическими работниками

1.

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп

сентябрь

 

Кудрявцева О.Ю.

2.

Организация  консультаций для педагогов по изучению личности школьника «Исследование готовности обучающихся к выбору профессии», «Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся», «Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся»

в течение года

 

Филатова Т.И., педагог-психолог

Работа с родителями

1.

Родительский лекторий по теме: «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении»

ноябрь

7-9

Классные руководители

2.

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися

в течение года

9,11

Классные руководители

3.

Родительское собрание «Помощь семьи в профессиональной ориентации ребёнка»

февраль

8

Кудрявцева О.Ю.

4.

Информирование обучающихся и родителей о проведении Дней открытых дверей в учебных заведениях

в течение года

9-11

Кудрявцева О.Ю.

 

Работа с обучающимися

1.

Организация и проведение классных часов «В мире профессий»

по плану воспитательной работы

1-9

Классные руководители

2.

Проведение серий классных часов:

«Сто дорог – одна твоя»

«Я и моя будущая профессия»

«Как претворить мечты в реальность»

по плану воспитательной работы

7-9

Классные руководители

3.

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с целью выявления профессиональной направленности

по плану педагога- психолога

8-9

Педагог-психолог

4.

Знакомство с профессиями на уроках

в течение года

1-4

5-9

Учителя-предметники

5.

Организация встреч со специалистами различных профессий

сентябрь- декабрь

6-11

Классные руководители

6.

Проведение диагностики по выявлению интересов обучающихся

в течение года

7-9

Педагог-психолог

7.

Организация экскурсий на предприятия города, района, области

в течение года

1-9

Классные руководители

8.

Организация общественно-полезного труда школьников, как проба сил для выбора будущей профессии (общественные поручения, практики)

в течение года

5-11

Классные руководители

 

 

Исполнитель:                           Кудрявцева О.Ю., заместитель директора

 

© 2024. МБОУ "Школа-гимназия" г.Ярцево Смоленской области.