Основные направления развития психологической службы рассматриваются с учетом специфики образовательного процесса в данной школе. К особенностям школьного обучения, определяющим специфику психологической работы в учреждении, можно отнести:
- повышенный уровень преподавания учебных предметов;
- расширенный учебный план;
- ориентированность на поступление выпускников в сильнейшие вузы;
- высокий профессиональный уровень педагогов;
- высокий уровень требований к ученику;
- уровень загруженности учащихся;
- мотивированность родителей (выраженный запрос на уровень обучения);
- социальная среда школы, формирующаяся ее традициями, педколлективом, родительскими запросами, социальным уровнем семей и т.п.;
- традиционная активная внеурочная деятельность в стенах школы.
В целом процесс обучения ориентирован на высокие показатели усвоения знаний. Основной сферой деятельности психологов в такой среде является процесс социально-психологической адаптации учащихся к внешней, социальной ситуации развития, то есть работа по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребенка в конкретной гимназической среде. Поэтому основной целью деятельности психологической службы можно считать психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.
На основании этого в задачи психологической службы включаются:
- получение информации о ребенке (диагностика его мотивов, целей, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации, развития и т.д.);
- наблюдение за динамикой развития ребенка (мониторинг и исследовательская работа);
- оптимизирующее воздействие на индивидуальную траекторию развития через обучение психологическим знаниям и индивидуальную консультативную работу с учеником;
- психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетентности педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного ученика с конкретным учителем и родителем;
- осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
- разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития;
- приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
Основными видами деятельности психологической службы являются:
1. Школьная психодиагностика.
Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения.
Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета выпускника (описания его статуса);определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
2. Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися.
Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося. Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознания детей. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на учащегося с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося.
3. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.
а) консультирование и просвещение учащихся
Психологическое просвещение учащихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования учащимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование гимназистов может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с детьми разного возраста в области консультирования могут быть решены следующие задачи:
оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием:
- обучение подростков и старшеклассников навыкам самосознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
- оказание психологической помощи и поддержки гимназистам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
б) консультирование и просвещение педагогов
В консультировании педагогов можно выделить три направления:
1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;
2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;
3) социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в гимназических системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностнозначимое для них знание, позволяющее:
- организовать эффективный процесс предметного обучения с содержательной и методической точек зрения;
- построить взаимоотношения с учащимися и педагогами;
- осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.
в) консультирование и просвещение родителей
Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.
4. Социально-диспетчерская деятельность
Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога-практика.
Будем рады сотрудничеству!