ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБОУ "Школа-гимназия"
г.Ярцево Смоленской области
215800 Смоленская область, г. Ярцево, ул. К.Маркса, д. 4а
8(48143) 7-10-84
penaty@mail.ru

МБОУ "Школа-гимназия"

г.Ярцево Смоленской области
МЕНЮ

Основные направления развития психологической службы рассматриваются  с учетом специфики образовательного процесса в данной школе. К особенностям школьного обучения, определяющим специфику психологической работы в учреждении, можно отнести:

  • повышенный уровень преподавания учебных предметов;
  • расширенный учебный план;
  • ориентированность на поступление выпускников в сильнейшие вузы;
  • высокий профессиональный уровень педагогов;
  • высокий уровень требований к ученику;
  • уровень загруженности учащихся;
  • мотивированность родителей (выраженный запрос на уровень обучения);
  • социальная среда школы, формирующаяся ее традициями, педколлективом, родительскими запросами, социальным уровнем семей и т.п.;
  • традиционная активная внеурочная деятельность в стенах школы.

В целом процесс обучения ориентирован на высокие показатели усвоения знаний. Основной сферой деятельности психологов в такой среде является процесс социально-психологической адаптации учащихся к внешней, социальной ситуации развития, то есть работа по созданию системы социально-психологических условий, способствующих успешной адаптации, обучению и развитию каждого ребенка в конкретной гимназической среде. Поэтому основной целью деятельности психологической службы можно считать психологическое сопровождение ребенка в процессе обучения и воспитания в соответствии с его индивидуальными запросами, проблемами, целями и задачами, ориентированное на создание для него максимально адекватных его запросам условий обучения.

На основании этого в  задачи психологической службы включаются:

  • получение информации о ребенке (диагностика его мотивов, целей, ценностных ориентаций, индивидуальных особенностей и способностей, семейной ситуации, развития и т.д.);
  • наблюдение за динамикой развития ребенка (мониторинг и исследовательская работа);
  • оптимизирующее воздействие на индивидуальную траекторию развития через обучение психологическим знаниям и индивидуальную консультативную работу с учеником;
  • психологическое сопровождение и поддержка процесса обучения через групповую и индивидуальную работу с педагогами, включающую в себя просветительскую и консультативную деятельность с целью повышения психологической компетентности педагогов, а также индивидуальную работу по проблемам взаимодействия конкретного ученика с конкретным учителем и родителем;
  • осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития школьника, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
  • разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития;
  • приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

Основными видами деятельности психологической службы являются:

1. Школьная  психодиагностика.

Эта работа ориентирована на различные возрастные группы и имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения.

Психодиагностические данные необходимы для: составления социально-психологического портрета выпускника (описания его статуса);определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и имеющим проблемы с психическим самочувствием; выбора средств и форм психологического сопровождения обучающихся в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.

2. Психокоррекционная и развивающая работа с учащимися.

Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося. Развивающая работа ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников, прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознания детей. Психокоррекционная работа ориентирована на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия, то есть на учащегося с различными психологическими проблемами и направлена на их решение. Этот вид деятельности обеспечивает целостное воздействие на личность учащегося.

3. Консультирование и просвещение школьников, их родителей и педагогов.

а) консультирование и просвещение учащихся
Психологическое просвещение учащихся ориентировано на создание условий для активного усвоения и использования учащимися социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития. Консультирование  гимназистов может иметь различное содержание. В рамках индивидуальной работы психологов с детьми разного возраста в  области консультирования могут быть решены следующие задачи:
оказание помощи подросткам и старшеклассникам, испытывающим трудности в обучении, общении или имеющим проблемы с психическим самочувствием:

  • обучение подростков и старшеклассников навыкам самосознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;
  • оказание психологической помощи и поддержки гимназистам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

б)  консультирование и просвещение педагогов


В консультировании педагогов можно выделить три направления:

1) консультирование педагогов-предметников и воспитателей (классных руководителей) по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия;

2) психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей;

3) социально-посредническая работа психологической службы в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в гимназических системах отношений: учитель – учитель, учитель – ученик, учитель – родители и др.
Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могут получить профессионально и личностнозначимое для них знание, позволяющее:

  • организовать эффективный процесс предметного обучения с содержательной и методической точек зрения;
  • построить взаимоотношения с учащимися и педагогами;
  • осознать и осмыслить себя в профессии и общении с другими участниками внутришкольных взаимодействий.

в)  консультирование и просвещение родителей

Основная цель этого вида работы – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе обучения, то есть создание ситуации сотрудничества и формирование ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.

4. Социально-диспетчерская деятельность

Эта деятельность направлена на получение детьми, их родителями и педагогами (администрацией) социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного психолога-практика.

Будем рады сотрудничеству!

© 2024. МБОУ "Школа-гимназия" г.Ярцево Смоленской области.