ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц ЦНАСТРОЙКИ:
МБОУ "Школа-гимназия"
г.Ярцево Смоленской области
215800 Смоленская область, г. Ярцево, ул. К.Маркса, д. 4а
8(48143) 7-10-84
penaty@mail.ru

МБОУ "Школа-гимназия"

г.Ярцево Смоленской области
МЕНЮ

"Школа - ресурсный центр"

1.   Актуальность для учреждений образования

В системе образования  Ярцевского района выделено несколько ключевых направлений развития инновационной деятельности:

  1. Разработка, апробация и внедрение новых образовательных технологий.
  2. Инновациооная/профильная школа как полноценный социальный партнер: устойчивые модели сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики.
  3. Обеспечение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными организациями: методика самооценки ОУ, система менеджмента качества ОУ.
  4. Обеспечение доступности образования высокого качества: системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Перед системой образования в соответствии с этими направлениями поставлены задачи, решение которых требует существенных изменений в организации и ресурсном обеспечении образовательного процесса в образовательных  учреждениях. Наиболее острой является проблема  кадрового, учебно-методического, материально-технического ресурсов, обеспечивающих  образовательные траектории учащихся, решением которой может стать организация дистанционных форм  обучения, предназначение которой –  обеспечение  обучения в школах района разнообразными ресурсами в разных формах.

Все эти  приоритеты развития системы образования в Ярцевском районе определяют  актуальность проекта «Школа —  ресурсный центр».

Цель проекта: отработка модели сетевого взаимодействия с муниципальной методической службой, базовыми и другими общеобразовательными учреждениями города и района  для реализации педагогических инноваций, образовательных проектов и программ.

Цельюдеятельности  школы-ресурсного центра является информационная и научно-методическая поддержка реализации приоритетных направлений развития образовательной системы на уровне муниципального образования.

  Основными задачами школы-ресурсного центра являются:

- обеспечение высокого качества образовательных услуг за счет концентрации материально-технических, информационных, финансовых, кадровых и других ресурсов;

- внедрение инновационных технодлогий в управление и образовательтный процесс; информированиек и консультирование педагоргических и руководящих работников образовательных учреждений муниципалитета (города);

- трансляция инновационногок опыта в базовые общеобразовательные учреждения района через оганизацию сетевого взаимодействия;

- организация совместно с муниципальной методической службой, СОИРО мероприятий  по повышению квалификации педагогических  и руководящих работников образовательных учреждений муниципалитета (города);

- информационная и научно-методическая поддержка учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников;

- организация обучения школьников с использованием ДОТ, расширение доступа к электронным ресурсам всех потенциальных потребителей.

Инновационной идеей развития  школы  является ее преобразование в статус школы-ресурсного центра для расширения доступ­ности качественного образования учащимся муниципального образования «Ярцевский район» в различных формах.

Ключевые проблемы, на разрешение которых направлена реализация проекта

В настоящее время ресурсные возможности школы в организации процесса обучения задействованы в полном объеме. Для расширения доступности качественного образования  необходимо использование инновационных механизмов организации образовательного процесса. К этим механизмам относятся:

- расширение образовательных возможностей школы как  ресурсного центра;

- изменение образовательного процесса за счет использования современных образовательных технологий и технических средств, внедрение дистанционных образовательных технологий обучения;

- обновление педагогического состава школы за счет активного привлечения молодых специалистов и «не педагогов» из различных сфер профессиональной деятельности;

- повышение эффективности образования за счет активизации личностных интересов учащихся.

Замысел (ведущая идея) проекта

Ведущей идеей  реализации проекта является расширение спектра образовательной, методической работы школы как ресурсного центра, что позволит оптимально решать проблему расширения доступности качественного образования для учащихся школ района, оказания научно-методической помощи  в рамках муниципальной системы образования Ярцевского района.

Основой для этой работы выступают: квалифицированные педагогические кадры школы, современное технологическое и техническое оснащение образовательного процесса школы.

Основныенаправлениядеятельности

-  Методическое сопровождение  и обеспечение введения и реализации ФГОС ОО.

- Развитие системы предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия.

-  Организация электронного обучения сельских школьников с использованием ДОТ.

-  Поддержка талантливых и одаренных детей.

2. Организация инновационной деятельности:

Временные рамки и основные этапы реализации:

Реализация проекта предполагается в три этапа:

1 этап (подготовительный). Май-август 2012 г. Создание услвий для инновационной деятельности. Разработка проекта.

2 этап (формирующий). 2012/13 - 2013/14  уч.г. Внедрение модели школы - ресурсного центра.

3 этап.  Май-июнь 2014 г. г. Отчет о проведенной инновационной работе.

3. Результативность инновационной деятельности:

По результатам деятельности школы как  ресурсного центра с 2012 года школа  стала  муницитпальным ресурсным  ресурсным центром  по основным направлениям деятельности.

Поддержка субъектов инновационного процесса осуществлялась в следующих направлениях:

методическом:

- организация «внутришкольного» повышения квалификации по актуальным  направлениям;

- консультации;

- мастер-классы;

- методические семинары, семинары-практикумы;

- круглые столы.

информационном:

- своевременное информирование всех субъектов об особенностях инновационной деятельности ресурсного центра;

- своевременное информирование о возможностях повышения квалификации (семинары, конференции, вебинары регионального и всероссийского уровней);

- разработка информационного раздаточного материала для семинаров;

- предоставление по мере востребованности материалов в любой форме, в том числе и электронной.

материально-техническом:

- обеспечение доступности использования необходимой техники (ноутбуков, мультимедийных проекторов, копировальной техники);

- обеспечение доступности использования Интернет-ресурсов.

За два года деятельности ресурсного центра по направлениям деятельности проведены следующие мероприятия:

1. Методическое сопровождение  и обеспечение введения и реализации ФГОС ОО.

Организованы консультации:

-  для зам. директоров школ по управлению введением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования  в ОУ;

- для  зам. директоров по проектированию основной образовательной программы основного общего образования;

- для педагогов-психологов по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС ОО»;

- для педагогов и педагогов-психологов по использованию методик оценки личностных и метапредметных результатов освоения ООП.

Проведены методические семинары  и семинары-практикумы для школ города и района:

-  Преподавание ОРКСЭ: задачи, проблемы, перспективы.

-  Урок в контексте новых образовательных стандартов.

-  Формирование готовности педагогов к развитию УУД.

-  Формирование УУД на уроках гуманитарного цикла.

-  Учимся работать с текстом на уроках и во внеурочной деятельности.

На базе школы организовано повышение квалификации педагогов города и района с привлечением специалистов СОИРО по темам:

- Измерение и оценивание компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС».

- Диагностика универсальных учебных действий  на  начальной ступени образования в условиях реализации ФГОС.

- Современный урок в контесксте реализации требований ФГОС.

Проведены круглые столы по обмену опытом по внедрению ФГОС основного общего образования в рамках курсов повышения квалификации, организованных СОИРО по темам:

- Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках ит во внеурочной время.

- Опыт организации учебно-исследовательской и проектной деятельностина уроках в условиях введения и реализации ФГОС.

-  Из опыта работы по УМК «Сферы» (5   класс, математика).

- Система развивающего обучения Экольнина-Давыдова в свете ФГОС.

Педагогами школы проведены мастер-классы для учителей города и района :

-  Использование УМК нового поления  для формирование УУД  учащихся (на примере урока русского языка в 5 классе  «Понятие о морфемике»)

- Техология активных методов обучения как средство формирования УУД школьников (на примере урока истории в 5 классе «Золотой век» афинской демократии. Перикл»).

- Интерактивные методы обучения как средство реализации системно-деятельностного подхода  (на примере урока истории в 5 классе  по теме «Грекоперсидские войны»).

- Формирование познавательных УУД средствами ТКРМ (на примере урока математики в  6 классе по теме «Признаки делимости»).

Организовано участие педагогов  в вебинарах по проблеме введения ФГОС ООО.

2. Развитие системы предпрофильного и профильного обучения старшеклассников на основе сетевого взаимодействия.

По данному напрвлению проведена конференция для школ города и района «Итоги работы гимназии по реализации второй программы развития», на которой был представлен опыт  организации профильных классов и организации обучения учащихся старшей школы на основе индивидуальных учебных планов.

Организованы консультация для педагогов  школ города и района:

-  по использованию интерактивной доски, интерактивного программного обеспечения при проведении занятий;

-  использование в ЭОР в преподавании предметов;

–  информационно-обрзовательная среда предметного кабинета как фактор повышения качества образования;

- организация работы предметного кабинета школы, оборудование и техническое оснащение кабинетов и лабораторий для профильного обучения.

Организовано проведение элективных курсов предпрофильной подготовки для учащихся школ города.

Организовано  сотрудничество с высшей школой по вопросу повышения квалификации педагогов:

- проведение на базе школы целевых курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы  района по теме: «Организация подготовки к ЕГЭ по русскому языку».

- проведение на базе школы  дистанционной межрегиональной научно-методической конференции «Аттестация учащихся в условиях современной модели общего образования: проблемы и технологии подготовки».

3. Организация электронного обучения сельских школьников с использованием ДОТ.

На базе школы организована целевая подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг с использованием ДОТ:

- курсы повышения квалификации «Технология проектирования и организации электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»;

- консультации для педагогов и тьюторов по организации электронного обучения.

Совместно с ЯРРЦ подготовлено программно-методическое обеспечение курсов предпрофильной подготовки с использованием ДОТ.

Оборудованы и технически оснащены кабинеты химии и английского языка для осуществления электронного обучения с использованием ДОТ.

Оснащениы АРМ учителя большинство кабинетов школы.

Расширена локальная сеть школы, медиатека школы.

Разработан проект «Организационно-педагогические условия использования дистанционных образовательных технологий обучения сельских школьников в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений».

Организовано обучение сельских школьников на основе ДОТ по химии и англшийскому языку. Разработаны образовательные программыдля обучения  по этим предметам с использованием ДОТ.

4.  Поддержка талантливых и одаренных детей.

Ежегодно педагоги школы проводят консультации для учителей города и района  по видам исследовательских работ школьников и особенностям их оценки.

На базе школы организуются методические занятия для педагогов, проводящих занятия по курсу «Учусь творчески мыслить» (гр. «Референт»).

Школа является базой для проведения предметных олимпиад второго тура Всероссийс кой олимпиады школьников,  награждений победителей районной олимпиады, районной конференции «Старт в науку».

В течение года в школе проводились открытые заседания секций научного общества учащихся, с целью привлечения учащихся школ района к исследовательской деятельности, организовывались открытые заседания школы молодого журналиста.

4. Изучение и формы распространения инновационного опыта в учреждении образования, в районе, в области.

Опыт работы школы - ресурсного центра был представлен

- на обласной коллегии Департамента по образованию и науке смоленской области (2014 г. ),

- втором  областном Форуме сельских школ «Актуальные проблемы современной сельской школы: пути и технологии решения» (2013 г.).

- областном семинаре для руководителей ОУ (2014 г.).

5. Самооценка деятельности по управлению инновационными процессами.

Характеристика степени устойчивости результатов инновационной деятельности (SWOT- анализ )

Сильные стороны:

  1. Школа работает по профильным образовательным программам с 2000   года.
  2. Школа находится в постоянном режиме развития (с 1998 года постоянно участвует в инновационной работе разного уровня).
  3. Высокая квалификация учителей.
  4. Разнообразие технологий преподавания.
  5.  Наличие хорошей метериально-технической базы.
  6. Наличие инновационных процессов и возможности в их реализации.

Слабые стороны

  1. Недостаточный уровень рекламы проводимых мероприятий  и их освещение в СМИ.
  2. Слабый учет специфики аудитории и ее готовности  к инновационной деятельности.
  3. Несовершенство системы отслеживания  результатов  внедрения распространяемых технологий в практику учителей.

 Проблемы:

  1. Большие временные затраты на подготовку различных мероприятий в рамках ресурсного центра и как следствие овлечение учителей от основной работы.
  2. Организационные сложности в поиске  опыта  по проблеме в других образовательных учреждениях города.
  3. Недостаточная готовность учителей города и района работать в интерактивном режиме.

При организации  инновационной деятельности ресурсного центра  эффективно были использованы ресурсы школы:

  1. кадровые – организацию, реализацию и анализ инновационной деятельности  осуществляли сами учителя под руководством заместителя директора; силами же самого педагогического коллектива было организовано эффективное «внутришкольное» повышение квалификации по востребованным направлениям;
  2. инновационная работа проводилась на основе активного и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий, обеспеченного материально-технической оснащенностью школы;

Выводы:

Работа школы в рамках  ресурсного центра позволила:

- Систематизировать имеющийся в школе опыт по представленным направлениям.

- Создать условия для передачи опыта другим  через: выступления на семинарах, конференциях, мастер-классы, открытые уроки, тренинги,  использование программ элективных курсов, разработанных учителями школы,  экспертизу документов, индивидуальные консультации и т.д.

- Интегрировать опыт других ОУ города, района используя возможности ЯРРЦ, СОИРО, СмолГУ.

- Оказать методическую поддержку  администрации школ в создании ОП НОО и ООО.

Перспективы:

  1. Системная интеграция деятельности школы ресурсного центра и ЯРРЦ, позволяющая  реализовать преимущества  ресурсного центра как центра анализа, обобщения и распространения передового практического опыта; центра методической адресной поддержки учителей.
  2. Включение в работу по созданию сетевого взаимодействия ресурсных центров области  по  сходным проблемам;
  3. Организация сетевого взаимодействия  учащихся  старших классов в целях активизации внеучебной деятельности (творческой, исследовательской) по основным профилям.

 

 

© 2024. МБОУ "Школа-гимназия" г.Ярцево Смоленской области.