Война 1812 г на Смоленщине

Война 1812 года в городе Ярцево

 Не остались в стороне от противодействия наполеоновскому нашествию и те смоляне, которые по каким-либо причинам не могли непосредственно взяться за оружие. Они пожертвовали на нужды армии около 10 миллионов рублей (о д н у   д е с я т у ю (!)  денежных средств, собранных по всей России). Кроме того, они направили в армию большое количество продовольствия и фуража...
     Особая роль, которую сыграли смоляне в противодействии наполеоновскому нашествию, не прошла не замеченной мимо отца всенародного отпора распоясавшимся от лёгких побед над странами континентальной Европы «покорителям мира» - мудрейшего и благороднейшего Михаила Илларионовича Кутузова. Едва приняв пост главнокомандующего русской армией, основываясь лишь на самых первых фактах, свидетельствовавших о том, что смоляне вновь, как и встарь, оставшись верными своей исконной сути и Отечеству, неудержимой лавой поднялись на защиту матери-России, в своём первом обращении к жителям Смоленской губернии, датированным 20 августа 1812 года, М.И. Кутузов писал:  
     «Достойные смоленские жители, любезнейшие соотечественники! С живейшим восторгом извещаюсь я отовсюду о беспримерных опытах в верности и преданности вашей к любезнейшему Отечеству. В самых лютейших бедствиях своих показываете вы  н е п о к о л е б и м о с т ь   правил. Вы исторгнуты из жилищ ваших, но верою и верностию твёрдые сердца ваши связаны с нами священными, крепчайшими узами единоверия, родства и единого племени. Враг мог разрушить стены ваши, обратить в развалины и пепел имущества, наложить   на   вас   тяжкие   оковы,   но   не   мог   и   не   возможет   победить   и   покорить   сердец ваших.   Т а к о в ы  р о с с и я н е».  
     Это послание подлинно национального, народного в высшем смысле этого слова, полководца было с большим энтузиазмом воспринято самыми широкими кругами населения на Смоленщине: воспевая верность  смолян  Отечеству,  Кутузов тем самым благословлял их на отпор ненавистному врагу    в с е м и   в о з м о ж н ы м и    с р е д с т в а м и.     «Вооружайтесь все, вооружайтесь всяк, кто только может, гласит, наконец, главнокомандующий в последней прокламации своей. Итак,   н а р о д н а я   война», - вот что записал в своём дневнике в самый день выхода кутузовского обращения, 20 августа 1812 года, ознакомившись с посланием главковерха своим землякам, будущий герой Отечественной войны, замечательный русский поэт и – кстати! – уроженец Привопья, Фёдор Николаевич Глинка.
     Кстати, жители самого Привопья дружно пожертвовали на нужды родной армии около 500 тысяч рублей!..
     Подобную реакцию местного населения на иноземное вторжение заметили, естественно, не только в ставке Кутузова, но и в ставке Наполеона. А французский император самым радикальным способом управления захваченными территориями считал жестокость. И наиболее пригодным для проведения политики устрашения исполнителем – числил одного из своих маршалов, Мюрата, кстати – женатого на сестре Наполеона. Именно ему и поручил Наполеон усмирить не на шутку взбунтовавшуюся Смоленщину. Зять французского императора, вчерашний палач Мадрида и Неаполя, но вместе с тем – человек, преисполненный как безумной отваги, так и безудержного авантюризма, нашёл наиболее разумным руководить порученной ему карательной операцией на этой древней русской земле из самого эпицентра смоленского повстанчества. Так его выбор пал на коммуникационно удобно расположенное, уютное и благоустроенное Засижье… 
     Ценителям живописи и знатокам истории Отечественной войны 1812 года хорошо известна картина художника Адама «Главная квартира вице-короля в Засижье. 1812 год». На первом плане её изображён красивый главный усадебный дом этого незадолго до того образованного дворянского поместья (принадлежавшего поступившим на русскую службу в годы царствования Елизаветы Петровны выходцам из Швеции Вакселям)… Самый факт уделения особого внимания художником, специализировавшимся на создании полотен, повествующих об истории похода Наполеона в Россию, и владевшим глубокими познаниями истории этого похода, именно этой, расположенной в Привопье, дворянской усадьбе, говорит об особом внимании, уделявшемся наполеоновскими захватчиками положению дел в крае на Вопи, а значит – и об особой роли населения Привопья в противодействии наполеоновскому нашествию.