Добро пожаловать на сайт!

ШАХМАТЫ (название происходит от персидского "шах мат" — властитель побежден) — древняя интеллектуальная игра, имеющая многовековую историю. Сейчас — одна из наиболее распространенных настольных игр. Сочетает в себе элементы спорта, науки и искусства. Имеет воспитательное значение: способствует становлению личности, учит логически мыслить и планировать свои действия, развивает концентрацию внимания и усидчивость. При игре в шахматы проявляются многие особенности человеческой личности, поэтому они иногда используются в качестве модели научных исследований в психологии и педагогике.

В начале игры у партнеров равное число фигур и пешек (по 16). У одного фигуры светлой окраски (белые), у другого — темной (черные). У каждого — король, ферзь, две ладьи, два слона, два коня и 8 пешек.

Теория

Шахматная партия подразделяется на три стадии — дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

Дебют — начальная стадия шахматной борьбы (около 15-20 ходов), характеризуется мобилизацией сил играющих. Дебюты бывают открытые (когда на первый ход королевской белой пешки на два поля вперед 1. е2 — е4 черные отвечают тем же 1. е7— е5), полуоткрытые (на 1. е2 — е4 черные играют иначе) и закрытые (когда белые начинают партию любым ходом, кроме 1. е2 — е4).

Миттельшпиль, или середина игры, следующая за дебютом стадия партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы.

Эндшпиль — окончание, или заключительная часть, партии. Одна из сложнейших стадий игры, в которой «просыпается от спячки» король и увеличивается значение пешек; перед играющими возникают «страшные угрозы» — цугцванга (положения, при котором соперник вынужден сделать невыгодный, проигрывающий ход) и цейтнота (недостатка времени, отпущенного шахматисту на всю партию).