1920-е годы

В области начального образования главной задачей в 1920-е годы была ликвидация неграмотности. По ходу продолжавшейся в начале 1920-х годов Гражданской войны сокращалось число школ (к 1923 в РСФСР — 87,3 тыс. против 114 тыс. на 1921) и числа учащихся в них.

В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98%), количество школ составило лишь 83% от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов. Но только после ликвидации беспризорности как массового явления (к 1928 — уже только 300 тыс.), к лету 1930 года всеобщее начальное обучение детей введено: 14 августа 1930 года в СССР было объявлено о введении обязательного всеобщего начального образования (Постановление ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 года «О всеобщем обязательном начальном обучении»).

Важным организационным моментом стали «Положения про единую трудовую политехническую школу»; в целом 1920-е годы были отмечены поиском оригинальных решений: комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. Так постепенно в СССР стало вводиться всеобщее начальное обучение.

Законы о высшем образовании были приняты: в 1924 в УССР; в 1926 в БССР; а также в ЗСФСР и в некоторых республиках Средней Азии в конце 1920-х гг. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920‑х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты.

В этот период во всех школах СССР значительно увеличилось количество учащихся (7 322 062 в 1922/23 гг. до 13 515 688 в 1929/30 гг.) и учителей (с 222 974 в 1922/23 гг. до 394 848 в в 1929/30 гг.), в том числе:
 в начальных школах с 5 993 379 до 9 845 266
 в неполных средних школах с 736 854 до 2 424 678
 в средних школах увеличилось с 591 645 до 1 117 824

(c) Copyright 2012 Mitin Aleksey